Достоверная финансовая информация - одна из основ принятия правильных управленческих решений. Мы помогаем бизнесу повысить качество принимаемых решений.
Для возможности осуществления эффективного руководства бизнесом компании необходим своевременный доступ к достоверной информации. Более того, такой доступ необходим также потенциальным инвесторам компании, если она желает привлечь внешний капитал.
Насколько финансовая отчетность является достоверной, во многом зависит от внутренних контролей, которыми сопровождается процесс учета и составления отчетности.
Внутренний контроль включает в себя все процессы и процедуры, которые менеджмент компании устанавливает для возможности быть уверенным, что активы компании защищены, и что деятельность компании ведется в соответствии с установленными в компании политиками и процедурами.
Неточности в финансовой отчетности могут возникнуть по разным причинам, например, из-за математической ошибки, неправильного применения стандарта отчетности, либо по причине намеренного искажения (или мошенничества). Система внутреннего контроля над финансовой отчетностью должна решать данные проблемы.
Согласно Концептуальным основам внутреннего контроля, выпущенным Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO), классически выделяются следующие компоненты процесса управления рисками компании:
- Общая политика контроля, контрольная среда (Control Environment) представляет собой атмосферу, философию в организации и определяет, каким образом риск воспринимается сотрудниками, и как они реагируют на него.
- Оценка рисков (Risk Assessment): риски анализируются с учетом вероятности их возникновения и влияния с целью определения того, какие действия в отношении них необходимо предпринять.
- Контрольные мероприятия (Control Activities): политики и процедуры разработаны и установлены таким образом, чтобы обеспечить «разумную» гарантию того, что реагирование на возникающий риск происходит эффективно и своевременно.
- Информация и обмен информацией (Information and Communication): необходимая информация определяется, фиксируется и передается в такой форме и в такие сроки, которые позволяют сотрудникам выполнять их функциональные обязанности.
- Мероприятия по наблюдению (Monitoring Activities): весь процесс управления рисками организации отслеживается и по необходимости корректируется. Мониторинг осуществляется в рамках текущей деятельности руководства или путем проведения периодических оценок.
Таким образом, в контексте финансовой отчетности контрольными мероприятиями являются специальные политики и процедуры, разработанные и введенные с целью минимизации риска искажения финансовой отчетности. В данном контексте они базируются на трех концепциях:
- Разграничение ответственности (segregation of duties);
- Превентивный контроль и контроль обнаружения;
- Контроли на уровне компании и контроли на уровне процессов.
Разграничение ответственности является фундаментом системы внутреннего контроля. Данная концепция заключается в разграничении ответственности за различные части процесса между разными сотрудниками, таким образом, чтобы ни один человек не имел контроля над целым процессом. Сговор между двумя людьми менее вероятен, чем неправомерные действия отдельного человека. Разграничение ответственности также основано на меньшей вероятности того, что два человека допустят одинаковую ошибку в отношении учета операций.
Превентивные контрольные мероприятия направлены на предотвращение действий, которые не соответствуют целям внутренней системы контроля, например:
- Разделение действий одобрения платежа и проведения платежа между сотрудниками;
- Ограничение доступа к IT системам.
Контрольные мероприятия обнаружения направлены на выявление ошибок и неавторизованных действий после того, как они произошли, таким образом, чтобы было возможным их своевременное исправление, например:
- Сверка данных: независимая сверка информации, которая относится к одной операции (одному классу операций), однако полученной из разных источников; анализ расхождений.
- Контроль операционных и финансовых показателей деятельности: сравнение операционных результатов к бюджетам, прогнозам, результатам прошлых периодов поможет выявить нетипичные отклонения в отчетности и операции, которые их повлекли.
Разработка, внедрение и оценка контролей должна соответствовать размеру компании, а также рискам, связанным с ее отчетностью. Разработка и содержание эффективной системы контроля становится более сложным с ростом бизнеса и объема его деятельности. В то же время, небольшие компании могут иметь трудности осуществления контроля иного характера: маленькие компании зачастую не имеют достаточно персонала, чтобы иметь возможность разграничить ответственность по всем процессам.
Таким образом, доверие инвесторов и, как следствие, эффективное привлечение капитала зависит от достоверности финансовой отчетности компании. Достоверность финансовой отчетности, в свою очередь, зависит от эффективности внутренней системы контроля над процессом подготовки финансовой отчетности. Разработка и внедрение контролей может быть сложным процессом, требующим время и внимания менеджмента компании, однако является краеугольным камнем в системе финансовой отчетности – неотъемлемой части привлечения финансирования.
Система внутреннего контроля финансовой отчетности в контексте компаний, осуществляющих трансформацию данных национального учета в отчетность согласно МСФО (IFRS)
Процесс подготовки финансовой отчетности компаний, оперирующих на рынках СНГ, где сохраняются различия между национальными стандартами бухгалтерского учета и МСФО (IFRS), обычно состоит из двух подпроцессов:
- Учет операций в информационных системах и подготовка финансовой отчетности согласно национальным стандартам бухгалтерского учета.
- Трансформация (пересчет) данных национального учета в МСФО (IFRS) (например, посредством Excel).
На уровне первого подпроцесса в странах СНГ постепенно происходит развитие внедрения системы внутреннего контроля, что обусловлено не только желанием собственников установить контроль над сохранностью активов, но и строгими требованиями местного законодательства в отношении учета – как бухгалтерского, так и налогового.
Однако второй подпроцесс – трансформация отчетности в МСФО (IFRS) – зачастую принадлежит одному или ограниченному кругу сотрудников, которые обладают пока еще достаточно уникальными для стран СНГ знаниями в области МСФО (IFRS). Таким образом, распределение ответственности полностью отсутствует, что повышает риск как непреднамеренных ошибок, так и умышленных искажений отчетности.
Это усиливается тем, что при трансформации отчетности ответственный за это сотрудник в основном не использует какие-либо инструменты, в которых строго прописаны алгоритмы трансформации, а, применяя свои экспертные суждения, «на ходу» (по ситуации) пересчитывает статьи отчетности с помощью MS Excel. Таким образом, зачастую очень сложно восстановить алгоритм перевода статьи отчетности в МСФО (IFRS), таким образом, корректность пересчета можно проверить, только заново пересчитав какую-либо статью, что в условиях быстрого закрытия трудноосуществимо.
В связи с этим менеджмент финансовой функции компании должен максимально, насколько это возможно, алгоритмизировать процесс подготовки управленческой или МСФО (IFRS) отчетности:
- Бизнес-логика пересчета статей должна быть согласована и задокументирована.
- Бизнес-логика пересчета статей должна быть запрограммирована так, чтобы действия исполнителей сводились к загрузке исходных данных.
- В случае если при пересчете статей существуют отклонения от стандартного алгоритма (необходимо дополнительно применить экспертное суждение), принятое исполнителем решение о той или иной трактовке должно отдельно фиксироваться таким образом, чтобы это могло быть проверено другим сотрудником. Также необходимо запрограммировать границы (минимальные и максимальные пороги) таких экспертных суждений.
- Любой перенос данных из одной системы в другую (из одной таблицы в другую) должен поддерживаться системой проверок полноты и корректности переноса.
- В итоге, руководитель процесса подготовки отчетности должен осуществлять проверку рабочих расчетов исполнителей следующим образом:
- Удостовериться в сходимости всех предусмотренных проверок в системе проверок;
- Оценить адекватность зафиксированных исполнителями экспертных решений;
- Дополнительные контроли обнаружения (например, сравнение данных отчетности за разные периоды, сравнение фактических и плановых данных) помогут выявить события (операции), оказавшиеся за пределами разработанной бизнес-логики.