В настоящее время непрофессиональная команда является одним из главных сдерживающих факторов развития бизнеса. Тем не менее, любой собственник, вкладывая свои деньги в развитие сотрудников, ожидает отдачу от этих инвестиций. Для принятия решения о необходимости обучения своих сотрудников необходимо ясно представлять себе его выгоды и стоимость.
Какие выгоды могут принести инвестиции в развитие сотрудников?
Более качественная и продуманная работа сотрудников
В настоящее время при принятии стратегических решений менеджмент все чаще наряду с интуицией полагается на всесторонний и грамотный анализ данных, релевантных для принятия решений. В связи с этим получение достоверной информации в сжатые сроки получает все большую важность. Цена ошибки может быть очень высока. Так, последствиями некачественной финансовой информации могут стать:
- ошибочные управленческие решения, негативно воздействующие на финансовое состояние компании,
- а также снижение доверия к компании других пользователей финансовой информации: потенциальных инвесторов, собственников компании, кредитных и других финансовых организаций.
В возрастающем информационном потоке, в условиях Big Data, задача своевременной поставки достоверной информации становится особенно сложной. В действительности, согласно Data Warehousing Institute, около 76% проблем с качеством финансовой информации обусловлены неправильными действиями людей, вовлеченных в ее подготовку. Для снижения процента некачественной финансовой информации менеджмент компании должен позаботиться о том, чтобы сотрудники обладали:
- необходимыми теоретическими знаниями, которые являются ключевыми в применении их экспертных суждений,
- а также практическими и техническими навыками, которые помогут обрабатывать большие объемы информации значительно быстрее и без потерь точности.
Снижение рабочей нагрузки при сохранении или улучшении текущей продуктивности
Постоянный рост требований к финансовой функции компании способствует увеличению давления на персонал. С одной стороны, несвоевременное предоставление информации может способствовать потере выгодных возможностей или ухудшению финансовых результатов из-за несвоевременной реакции на изменение условий рынка. С другой стороны, часто выполнение дополнительных задач в сжатые сроки сопряжено с повышенным уровнем стресса, переработками и работой в выходные дни, что не способствует высокой мотивации персонала и может привести к увольнениям и высокой текучке.
Рост финансовых компетенций персонала может помочь решить данные проблемы за счет значительного сокращения времени, затрачиваемого на следующие задачи:
- Изучение отдельных теоретических аспектов и поиск практических примеров для выполнения рабочих задач. Важно, чтобы сотрудники обладали не только теоретическими знаниями, но и навыками поиска информации и применения ее на практике.
- Постановка задачи рядовым сотрудникам и контроль ее выполнения. Более квалифицированный сотрудник нуждается в менее детальном разъяснении смысла задачи. Более того, такой сотрудник сможет самостоятельно разобраться с возникающими вопросами, не привлекая при этом более высокооплачиваемый персонал.
- Доработки и исправление ошибок. Более компетентный сотрудник сможет предоставить качественную информацию с первого раза, что сэкономит время, затрачиваемое им на доработки и исправление ошибок, и время постановщика задачи, которое тратится на неоднократную проверку выполненной задачи.
Непрерывная оптимизация рабочих процессов
Обладая более обширными знаниями в своей области и более широким набором инструментов для работы с информацией, ваши сотрудники сами смогут генерировать новые идеи для оптимизации неэффективных процессов компании.
Повышение мотивации персонала и его вовлеченности в работу
Мотивация персонала может не ограничиваться только материальной стороной (размером оклада, премий и прочих бонусов), но также включать в себя возможность развиваться в профессиональном плане. Понимание того, что компания не просто использует его время и навыки, а инвестирует в его развитие, повышая его ценность как профессионала и способствуя его карьерному росту, будет способствовать большей вовлеченности сотрудника в работу, а также его лояльности (преданности компании).
Снижение затрат на замену кадров
Не нужно говорить о том, что высокий уровень "текучки кадров" никогда не способствовал устойчивому развитию бизнеса. С одной стороны, компания несет затраты при увольнении сотрудников (выплата выходного пособия, оформление необходимых документов), а с другой стороны, еще большие затраты компания несет при найме новых сотрудников (поиск, подбор, введение их в курс дел компании). Согласно исследованию компании "большой четверки" PwC, эти расходы могут достигать 65% от годового оклада сотрудника. Более того, высокая текучесть кадров способствует увеличению риска совершения непреднамеренных ошибок из-за незнания специфических особенностей компании, что может привести к материальной ответственности компании.
Снижение затрат на консалтинговые услуги
Если процессы анализа деятельности предприятия, подготовки отчетности или бизнес-планов происходят в компании регулярно или достаточно часто, имеет смысл внедрить их внутри компании, что позволит сэкономить на дорогостоящих консалтинговых услугах.
Какими бывают направления обучения в сфере финансового образования?
Сейчас существует масса возможностей повысить финансовые компетенции своих сотрудников. Основная задача менеджмента – выявить ключевые компетенции, необходимые для оптимизации текущих рабочих процессов, либо для внедрения новых.
Среди основных направлений финансового образования можно назвать:
- Бухгалтерский и налоговый учет по локальным стандартам;
- Бухгалтерский учет по МСФО (IFRS) и трансформация локальной отчетности в отчетность по МСФО (IFRS);
- Внутренний и внешний аудит;
- Управленческий учет;
- Финансовый анализ и планирование;
- Бюджетирование;
- Бизнес-планирование;
- Управление стоимостью предприятия;
- Риск менеджмент;
- Налоговая, кредитная, инвестиционная, дивидендная и ценовая политики.
Кроме того, для эффективной работы сотрудники финансовой функции также должны отлично владеть:
- MS Excel и другими офисными программами
- 1С, SAP или Галактикой или другими ERP системами
Какие типы обучения можно выбрать?
После выбора направления финансового образования следует также определить необходимую степень владения новыми знаниями и навыками. От требуемой степени владения финансовыми компетенциями будет зависеть способ их приобретения.
Профессиональные сертификации обеспечивают наиболее высокую степень владения компетенциями. Получение таких сертификаций наиболее оправданно для топ-менеджмента, ответственного за финансовую функцию, а также для специалистов компаний финансового сектора (аудиторские, консалтинговые компании, банки). В странах СНГ наиболее популярно получение таких сертификаций, как АССА, CIMA, CFA и ДипИФР. Плюсами такого обучения является, прежде всего, приобретение знаний, основанных на лучших мировых практиках и адаптированных под потребности современного бизнеса, что значительно повышает вероятность принятия верных управленческих решений. Более того, после получения профессиональной сертификации сотрудники становятся членами престижных международных организаций, что дает возможность установить деловые контакты, полезные для компании. Минусами такого способа обучения являются высокая стоимость обучения, платная сдача экзаменов, самостоятельное изучение материала, а также длительный срок получения полной сертификации.
Обучение в консалтинговых компаниях, как правило, позволяет охватить большее количество сотрудников и обходится компании значительно дешевле. Такой способ обучения широко используется крупными компаниями в рамках их корпоративных программ обучения. Плюсами такого обучения являются адаптация учебной программы под специфику деятельности конкретной компании, возможность обучения в более сжатые сроки по сравнению с получением международных сертификаций. Более того, такие программы проводят опытные тренеры, хорошо знакомые с программой международных сертификаций и имеющие обширный опыт работы в данной сфере.
Проведение тренингов внутри компании популярно в крупных международных компаниях, в которых сотрудники из головного офиса делятся передовым опытом с сотрудниками, работающими в филиалах.
Как организовать эффективную программу обучения для персонала?
Действия менеджмента компании, связанные с организацией и проведением обучения для сотрудников, можно разделить на следующие шаги:
Шаг 1. После принятия решения о необходимости обучения сотрудников менеджменту компании необходимо определить процессы, которые требуют от сотрудников повышения их финансовых компетенций, и цели обучения.
Шаг 2. Необходимо составить перечень потенциальных сотрудников, для которых компания предоставит дополнительное обучение. Это могут быть сотрудники следующих отделов:
- Бухгалтерия
- Отдел МСФО (IFRS) отчетности
- Отдел контроллинга
- Планово-экономический отдел
- Другие финансовые отделы
- Менеджмент среднего и высшего звена.
Полезно помнить о том, что финансовые компетенции необходимы не только сотрудникам финансовой функции, но и лицам, принимающим управленческие решения.
Шаг 3. Далее можно провести отбор среди потенциальных сотрудников, чтобы выявить наиболее мотивированных сотрудников, способных обеспечить высокую отдачу затрат на их обучение. Такой отбор может включать в себя тестовые задания, интервью, собеседования.
Шаг 4. Необходимо определить приемлемые сроки для проведения обучения.
Шаг 5. Основываясь на целях и сроках для обучения, а также числе сотрудников, которым оно будет предоставлено, необходимо выбрать оптимальный тип обучения.
Шаг 6. В случае выбора обучения в консалтинговой компании или внутри самой компании необходимо выбрать наиболее подходящий график обучения: программа без отрыва от работы или тренинг на несколько дней.
Шаг 7. В случае выбора обучения в консалтинговой компании или внутри самой компании перед началом обучения полезно согласовать программу обучения с ведущим курса. В идеале программа обучения должна быть основана на специфике деятельности компании и включать только те аспекты, которые в будущем будут релевантными для компании.