Удержание и усиление компанией своих конкурентных позиций напрямую зависит от ее способностей создавать и занимать новые ниши на рынке, расширять свое географическое присутствие. Иными словами, постоянная потребность в укрупнении – то, к чему сводится стратегия любого бизнеса. В результате перед собственниками компании неминуемо предстает выбор между двумя альтернативами: создание нового бизнес-направления/освоение нового географического рынка «с нуля» или приобретение действующей компании.
Всего в мире в 2015 году было проведено 46,2 тыс. сделок по слиянию и поглощению (в 2013 – 38,8 тыс.), и их количество неуклонно растет с каждым годом. Историческая статистика IMAA о данных сделках (с 1985 года) в разрезе отраслей показывает, что наиболее высокая активность по приобретению и продаже компаний прослеживается в промышленности и IT-секторе, в то же время по объему сделок лидирующими являются сектор финансовых услуг и энергетика.
При проведении M&A собственники, прежде всего, ожидают проявления синергетического эффекта от объединения: стандартно прогнозируется 2-3%-е увеличение совокупных продаж, а также 10-15%-е сокращение общей себестоимости продукции (ATKearney).
Основные аргументы в пользу приобретения готового бизнеса:
- экономия времени на запуск нового бизнес-направления / становление новой компании;
- приобретение активов по цене существенно ниже цены их создания (строительства);
- расширение сети деловых контактов;
- бо́льшие возможности по привлечению внешнего финансирования;
- выгоды от покупки бренда/имиджа компании.
Вместе с тем, решение о продаже компании чаще всего принимается собственниками по следующим причинам:
- избавление от дополнительных направлений бизнеса, которые не представляют интереса для текущих владельцев, при сосредоточении на основной деятельности;
- желание создавать/развивать другие направления бизнеса, для чего используются средства, вырученные от продажи;
- невозможность развивать бизнес при наличии потребности в несоизмеримо больших финансовых вложениях, чем те, которые готовы предоставить собственники и кредиторы;
- конфликты учредителей совместного бизнеса.
Алгоритм проведения сделки по покупке компании:
- выявление целей приобретения и предпочтений касательно объекта покупки;
- анализ предложения: описание текущих тенденций в отрасли, поиск целевых компаний, оценка влияния факторов внешней среды на их деятельность;
- анализ состояния целевых компаний: проведение due diligence и предварительной оценки стоимости;
- согласование условий сделки: консультирование покупателя относительно оптимальной цены приобретения, сопровождение переговорного процесса, детализация и утверждение источников финансирования сделки, в также схемы гарантирования;
- юридическое оформление сделки: полное документальное сопровождение, организация взаиморасчетов.
Алгоритм проведения сделки по продаже компании:
- оценка стоимости: организация и проведение due-diligence, разработка финансовой модели, проведение оценки стоимости бизнеса и консультирование клиента относительно оптимальной цены продажи;
- подготовка информационных материалов (тизера, информационного меморандума, инвестиционного предложения, бизнес-плана) для последующего ознакомления потенциальных инвесторов с компанией;
- поиск потенциальных инвесторов;
- проверка компании инвестором: сопровождение переговоров покупателей и собственника компании, предоставление инвестору доступа к полной и достоверной информации о состоянии компании с учетом интересов собственника;
- согласование условий сделки: детализация и утверждение схемы гарантирования сделки и др.;
- юридическое оформление: полное документальное сопровождение, организация взаиморасчетов.